Размер:
Цвет:

Отчет о деятельности за 2016 год

Отчет о деятельности Департамента проектного управления

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2016 год 

По итогам Петербургского международного экономического форума, проходившего 18–20 июня 2015 года, Президент Российской Федерации подписал поручение «высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации сформировать специализированные организационные штабы («проектные офисы»)».

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра один из немногих регионов Российской Федерации, в котором проектный офис создан в качестве отдельного исполнительного органа государственной власти.

Внедрение проектного управления в автономном округе рассматривается в настоящее время как самостоятельный, приоритетный, межведомственный проект, имеющий стратегическое значение для социально-экономического развития региона.

В 2015 году в целях последовательного развития системы управления проектной деятельностью в Югре утвержден план мероприятий («дорожная карта») по внедрению проектного управления в исполнительных органах государственной власти автономного округа (далее – дорожная карта).

В рамках реализации дорожной карты проведена работа по нескольким основным направлениям.

Разработана нормативно-регламентная база по управлению проектами, портфелями проектов. Наиболее значимым является нормативно-правовой акт, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 декабря 2015 года № 485-п «О системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Данный документ устанавливает единую систему правил и регламентов, терминологию и систему менеджмента проектного управления в автономном округе.

Принимая во внимание принятую нормативно-правовую базу по управлению проектами на федеральном уровне, нормативные правовые акты автономного округа по вопросам организации проектной деятельности были синхронизированы с федеральным законодательством.

Параллельно Департаментом были разработаны и приняты иные нормативные документы, регламентирующие отдельные аспекты проектной деятельности: регламенты управления проектами, портфелями проектов, документы, регламентирующие систему мотивации государственных гражданских служащих за участие в проектной деятельности, а также приказ о модели компетенций участников проектной деятельности.

В целях дальнейшего развития системы управления проектной деятельностью в регионе в 2017 году продолжится работа по совершенствованию нормативно-регламентной базы по управлению проектами (портфелями проектов) с учетом методических рекомендаций Федерального проектного офиса.

В целях единообразной системы управления проектной деятельностью были созданы органы управления проектной деятельностью.

Создан Проектный комитет автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 25.12.2015 № 515-П), который является высшим координационно-контрольным органом в сфере управления проектной деятельностью исполнительных органов государственной власти в автономном округе, принимающим ключевые управленческие решения в части планирования и контроля проектной деятельности, выполняющим функции управления портфелем проектов.

Заседания Проектного комитета автономного округа проходят ежемесячно под председательством Губернатора автономного округа. На заседаниях рассматриваются ключевые вопросы в сфере проектной деятельности, происходит урегулирование проблем и вопросов, возникающих при реализации проектов.

Создан исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий функции по реализации единой государственной политике и нормативному правовому регулированию в сфере применения проектно-ориентированной системы управления в органах исполнительной власти Югры (постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.10.2015 №121 «О Департаменте проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»).

В структурах ответственных исполнительных органов государственной власти автономного округа формируются функциональные проектные офисы, призванные обеспечить организационно-методическую и административную поддержку реализации региональных портфелей проектов в сферах, соответствующих стратегическим направлениям развития Российской Федерации.

С начала 2016 года проведено 12 заседаний, запущен 21 проект, 16 из которых являются приоритетными и социально-значимыми для региона. В структуре действующих проектов 6 связаны со строительством инженерной (дорожной) инфраструктуры, 9 проектов организационного характера, 3 проекта в сфере образования и 3 строительных проекта.

Уже сейчас можно говорить о конкретных измеримых эффектах от использования системы управления проектной деятельностью. Так, в ходе реализации приоритетного проекта «Централизованные закупки продукции (товаров) в районы и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2016 года» срок (октябрь 2015 – июль 2016) удалось достичь экономии в объеме 396,0 млн.руб. от запланированных бюджетных ассигнований на 2016 год.

Важная роль в реализации проектов на территории автономного округа отводится социальному диалогу. В целях более эффективного выполнения проектов в работе активно участвуют не только органы власти, но и институты гражданского общества. Реализуемые проекты обсуждаются на общественных советах при исполнительных органах государственной власти региона, представители заинтересованной общественности включены в состав проектных команд.

На регулярной основе организуются и проводятся совместно с руководителями приоритетных проектов выездные проверки хода реализации проектов (например, представители общественности неоднократно посещали крупнейший строящийся в автономном округе объект - Сургутский перинатальный центр охраны материнства и детства). По проблемам обеспечения выполнения региональных проектов проводятся публичные мероприятия (заседания общественных советов, совещания и встречи с руководителями проектов и проектных команд), на которых вырабатываются конкретные рекомендации для органов власти по перспективам развития отраслей в рамках реализуемых проектов.

Особое внимание в рамках развития системы управления проектной деятельностью в регионе было уделено повышению компетенций государственных гражданских служащих, сотрудников подведомственных учреждений и муниципальных служащих автономного округа в области проектного управления.

В данном направлении проведен большой блок работы: в течение года организована масштабная разъяснительная работа, проведено более 30 методических семинаров-совещаний для государственных
и муниципальных служащих, позволивших получить базовые знания
в области проектного управления, необходимые для успешной
и качественной работы в будущем. В целом охват данными мероприятиями составил более 1 000 человек. Было организовано повышение квалификации государственных гражданских служащих автономного округа в области проектного управления. Обучено 240 руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти автономного округа – участников проектной деятельности.

Основываясь на лучших практиках в области проектного управления, как мировых, так и российских, Департаментом проектного управления автономного округа утверждена Модель компетенций участников проектной деятельности. Модель компетенций устанавливает, какими компетенциями должны обладать ключевые участники команд проектов, а также определяет эталонные значения уровня таких компетенций для каждой проектной роли.

В соответствии с паспортом и календарным планом приоритетного проекта «Развитие системы проектного управления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» Деппроектов Югры проведена оценка компетенций участников проектной деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа (оценено 90 специалистов). По результатам оценки можно сделать вывод о высоком уровне развития основных компетенций, а также о достаточном уровне развития отдельных специальных и личностных компетенций.

Также необходимо отметить, что в течение 1 квартала 2017 года должностные регламенты государственных гражданских служащих и должностные инструкции муниципальных служащих автономного округа будут дополнены перечнем обязательных требований, предъявляемых к гражданским и муниципальным служащим, участвующим в проектной деятельности участников проектной деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа.

Важный акцент в развитии системы проектного управления в Югре в 2016 году сделан на внедрение методологии управления проектами на муниципальном уровне. С целью выстраивания единообразной системы управления проектной деятельностью в регионе Деппроектов Югры подготовлены и направлены в муниципальные образования комплекты типовых правовых актов, регулирующих построение системы управления проектами (портфелями проектов) на муниципальном уровне. Результатом работы стала сформированная во всех муниципалитетах региона нормативно-правовая база по управлению проектами (утверждены муниципальными нормативными актами Положения о системе управления проектной деятельности в муниципальных образованиях), созданы органы управления проектной деятельностью (муниципальные проектные офисы, проектные комитеты муниципального образования).

На последующий год запланирована дальнейшая работа с муниципальными образованиями в сфере развития проектной деятельности и проектной культуры. В частности, запланировано проведение региональной конференции по теме проектной деятельности в муниципальных образованиях, проведение регионального конкурса профессионального управления проектной деятельностью.

Для автоматизации процесса управления проектами, эффективного взаимодействия участников проектов, принятия взвешенных управленческих решений проведена работа по развертыванию информационной системы управлению проектами. Система была поэтапно развернута во всех исполнительных органах государственной власти автономного округа, части подведомственных учреждений и муниципальных образований. Пилотными площадками для распространения информационной системы управления проектами на уровень органов местного самоуправления станут города Мегион, Сургут и Ханты-Мансийск.

Внедренная информационная система управления проектами позволяет:

автоматизировать процесс управления проектами: планирование, инициацию, реализацию, завершение проекта, контроль соблюдения сроков и ключевых параметров отдельных мероприятий и проекта в целом;

формировать в электронном виде основные документы проекта: проектную инициативу, паспорт проекта, календарный план;

осуществлять согласование данных документов членами проектной команды;

управлять изменениями проекта;

формировать целостную картину всех действующих проектов для принятия взвешенных управленческих решений;

эффективно взаимодействовать участникам проектной деятельности между собой (Муниципальные образования, ИОГВ, подведомственные учреждения, иные участники);

формировать и контролировать исполнение поручений;

вести электронный архив: хранить электронном виде историю проведенных мероприятий и изменений в составе проекта, а также документов, связанных с его реализацией.

По состоянию на декабрь 2016 года информационная система полностью готова для работы, внесены необходимые данные по запущенным проектам, проведен инструктаж для ключевых участников команд проектов, в том числе кураторов проектов.

Следующим этапом станет поэтапное внедрение ИСУП в деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, а также исполнительных органов государственной власти автономного округа.

В значительной степени успехи по формированию благоприятного инвестиционного климата в автономном округе (9 место в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации в 2015 году против 14 места в 2014 году) связаны с применением методов проектного и портфельного управления (в октябре 2016 года был запущен портфель проектов «Улучшение инвестиционного климата»).

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 05 декабря 2016 года № Пр-2347ГС определены 9 направлений.  По ним ведется работа по формированию 9 портфелей проектов, включающих показатели и мероприятия из целевых моделей, а также показатели национального рейтинга. При этом работа с портфелем проектов «Улучшение инвестиционного климата» будет продолжена с учетом показателем целевых моделей и Национального рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

Запланирована масштабная работа по реализации на территории автономного округа федеральных приоритетных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации с применением методов проектного управления. Учитывая действующую методологию управления проектами автономного округа предполагается запуск соответствующих таким приоритетным проектам (программам) региональных портфелей и проектов.

Протокольным решением Проектного комитета автономного округа от 21.11.2016 № 11 определены ответственные за реализацию федеральных приоритетных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации на территории региона, в статусе заместителей Губернатора автономного округа.

Также определены ответственные исполнительные органы государственной власти автономного округа за подготовку региональных портфелей проектов в рамках реализации федеральных приоритетных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации.

Успехи Департамента проектного управления автономного округа были отмечены на федеральном уровне. По итогам всероссийского конкурса профессионального управления проектной деятельностью в государственном секторе «Проектный Олимп» автономный округ признан лидером развития проектной деятельности в государственном секторе России. Кроме того, по итогам проведенного экспертного аудита Департамент проектного управления автономного округа получил Сертификат соответствия требованиям российских и международных стандартов в области проектного управления.

Дальнейшая работа по внедрению проектного управления в исполнительных органах государственной власти и муниципальных образованиях автономного округа будут продолжена по следующим основным направлениям:

управление компетенциями государственных гражданских и муниципальных служащих, в том числе за счет сертификации сотрудников Департамента проектного управления по системе ПМ-Стандарт;

развитие проектной культуры через проведение региональных конференций и профессиональных конкурсов;

участие Департамента проектного управления в федеральных профессиональных конкурсах по теме проектного управления.

Опубликовано: 05.06.2017 18:10        Обновлено: 05.06.2017 18:10